В условиях финансового кризиса одной из приоритетных задач многих автотранспортных компаний является сокращение транспортных расходов, экономия топлива, снижение себестоимости километра пробега. Внешние условия сами подталкивают хозяйственников внедрять системы мониторинга автотранспорта и контроля расхода топлива. Предоставление услуг мониторинга транспорта является одним из основных направлений деятельности производственного объединения ООО «76 Ойл». Мы предлагаем два основных принципа контроля топлива: контроль фактически потребленного топлива и расчёт расхода за период по нормам ГСМ.
Для расчёта расхода топлива система мониторинга измеряет параметры работы транспорта, от которых зависит расход: пробег, время работы на холостом ходу, время работы дополнительных потребителей топлива. Имея эти данные, диспетчерская программа может автоматически выдать в отчете количество потребленного топлива, если в нее занесены нормы расхода на 100 км, час холостого хода и т.д.
На предприятиях Тюмени нормы ГСМ устанавливаются на основе документа «Нормы расхода ГСМ на автомобильном транспорте», утвержденного распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 года, №АМ-23-р. Существуют различные надбавочные коэффициенты (зимний, условия эксплуатации, дорожное покрытие и пр.). Значения зимних надбавок к нормам расхода топлив по регионам России в зависимости от климатических районов могут различаться. Например, зимняя надбавка в Тюменской области к нормам ГСМ может составлять не более 12%, а срок её действия – 5,5 месяцев.
Учет по нормам ГСМ в Тюмени самый дешёвый способ контроля, он не требует покупки дополнительного оборудования и вмешательств в топливную систему автомобиля, метод расчёта легко сочетается с методом списания ГСМ в бухгалтерской отчетности автотранспортных предприятий. Но чтобы расчёт расхода топлива по нормам ГСМ давал достаточно точный результат, пользователю необходимо учесть множество коэффициентов, от оператора требуется много ручной работы. Также данный способ, не контролирует фактов слива и заправок топлива (место и количество), о сливах можно узнать только косвенно, сравнив расчеты норм расхода и реальных отчётных документов водителя.
Сроки окупаемости системы спутникового мониторинга в большой степени зависят от правил и контроля, принятых на предприятии. Там где нормы фактического расхода топлива очень сильно отличались от принятых на предприятии, там окупаемость идет быстрее. Чем больше водители имели возможность использовать транспорт в личных, корыстных целях, тем быстрее идет возврат вложенных средств, быстрее система начинает работать в плюс.
К достаточно экономичному варианту, не требующему установки дополнительного оборудования и применяемого в организациях, где также предпочитают списывать топливо по принятым нормам ГСМ, относится и подключение к штатному датчику. Он дает возможность проконтролировать места и примерный объем заправок/сливов топлива. Однако штатный датчик топлива имеет малую точность, на его показания оказывает влияние характер движения автомобиля (разгон, торможение, подъем в гору), показания необходимо математически обрабатывать и усреднять, что также вносит ошибку в измерения. Конечная погрешность результата может составлять до 10%, а иногда и более. Штатные датчики приходится часто перетарировать, в их работу легко вмешаться недобросовестным водителям.
Существующие нормы потребления ГСМ не всегда отвечают реальности. Несмотря на множество вводимых коэффициентов, формул расчёта невозможно учесть все условия пробега. Наиболее точные и достоверные данные получают при установке датчиков топлива. Дополнительные датчики топлива, монтируемые на транспортное средство, имеют высокую точность и позволяют учитывать фактический расход ГСМ.