Сен 2018
Array

Экодрайвинг. Система измерения водительского мастерства.

Самое недооцененная услуга на сегодня  это экодрайвинг ( правильное вождение автомобиля).

Как оценить мастерство водителя? Раньше это было невозможно. В настоящее время,  за 500 рублей с одного автомобиля,  мы проведем тест Ваших водителей. 

Этой услугой воспользовался наш заказчик (Одно из Тюменских предприятий). Провели тестирование и оценку водителей.  


С 03.08.2018 по 07.09.2018 у Заказчика был проведен конкурс среди водителей. Наша компания изучала аккуратность вождения водителей. Исследование проводилось с помощью приборов системы спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS. Данные, полученные от приборов были обработаны и представлены в приложении Eco Driving в системе Виалон.

Приложение Eco Driving

Приложение Eco Driving позволит вам предметно оценивать, как именно обращается водитель с вверенным ему транспортным средством. В результате такой подход позволит улучшить безопасность вождения, продлить ресурсы автомобилей, уменьшить расходы на топливо и, что немаловажно, гарантировать сохранность жизни людей, транспортных средств, оборудования и грузов.

Как это работает?

В Eco Driving есть возможность сделать индивидуальные настройки для решения практически любой задачи. Вплоть до того, что все учитываемые критерии и коэффициенты можно задавать для каждого объекта индивидуально.

Сама оценка представляет собой штрафные баллы, выставленные за некий интервал времени. Чем меньше этих баллов, тем выше оценка за качество вождения. Штрафные баллы выставляются за каждую поездку, затем суммируются и усредняются в зависимости от времени или расстояния.

Также реализована возможность мультипликации, а иными словами ‒ резкого увеличения значения штрафа, если учитываются какие-либо определенные условия (например, резкое торможение при включенном датчике нагрузки на ось).

Штрафные баллы выдаются за нарушения на основании пяти критериев нарушений:

· Ускорение (анализируются абсолютные значения положительного ускорения)

· Торможение (анализируются абсолютные значения отрицательного ускорения)

· Превышение скорости (анализируются определяемые по картам Gurtam значения превышения скорости)

· Поворот (анализируются абсолютные значения углового ускорения)

· Произвольный (можно использовать для анализа значения любых датчиков, чтобы добавить в оценку качества вождения произвольные параметры нарушений)

Для каждого типа можно настроить несколько нарушений, задав при этом для параметра несколько интервалов. Размер штрафных баллов для каждого нарушения (попадания в интервал значений) можно назначить отдельно, в зависимости от «тяжести нарушения», и очень гибко впоследствии менять.

Для этого в закладке «Качество вождения», указав определенный тип нарушения, необходимо ввести ключевые значения, определяя пороги опасности нарушения, после которого нарушение становится более критичным:

шаблон 1.png

 

Так из этих параметров по скорости мы можем сделать следующие выводы по режиму скорости:

 

Нарушение

Значение штрафа

Оценка/Комментарий

<10 км/ч

нет

хорошо

10 – 21 км/ч

100

не хорошо

21 – 41 км/ч

2000

плохо

более 40 км/ч

5000

критично

 

Влияние качества вождения на важные показатели

В процессе тестирования мы задались вопросом: а на что вообще влияет качество вождения? Проведя несколько опросов реальных клиентов и сделав некоторые обобщения, мы выделили следующие категории задач:

  • сохранность груза
  • безопасность движения
  • экономия топлива
  • износ автомобиля

А теперь подробнее о каждой.

Сохранность груза

При агрессивном вождении резкие ускорения и торможения испытывает не только автомобиль, но и все что в нем находится: груз, водитель и пассажир, GPS-трекер. В случае больших ускорений, особенно угловых, сила инерции заставляет двигаться груз не синхронно с автомобилем, и в этом случае груз может приехать поврежденным. А если груз дорогостоящий, его доставка в сохранности и является главным критерием качественного вождения.

Безопасность движения

Безопасность вождения, в частности избежание и отсутствие провокации аварийных ситуаций, ‒ это также один из основных критериев анализа качества вождения водителей. В случае аварии ответственность, кроме водителя, несет еще и работодатель. При серьезной аварии автомобиль на долгое время выходит из рабочего процесса, а про груз в случае аварии, вероятнее всего, можно уже забыть: он уже точно не будет доставлен вовремя, и даже если останется рабочим, его товарный вид будет потерян.

 

Спровоцировать аварию можно не только резким торможением, но и созданием ситуации, когда теряется сцепление колес с покрытием дороги. Причиной этому могут быть резкие разгоны и торможения во время выполнения поворотов, например при прохождении кольцевых развязок. И вот эти события, как раз видны в нашем приложении – с указанием времени и места на карте.


По результатам исследований, при превышении средней скорости на 1 км/ч вероятность аварии возрастает на 10-15%. А при превышении средней скорости потока на 10 и более км/ч – количество аварий начинает резко расти на городских дорогах. Для загородных дорог рост количества аварий не настолько критичен, но также имеет место.

 

Экономия топлива

Первый шаг к экономии топлива – это использование преимуществ инерционного движения автомобиля и уменьшение общего количества торможений, не забывая, конечно, о безопасности.

 

Все опытные водители знают: с точки зрения экономии топлива, при необходимости торможения, следует тормозить двигателем, т.к. это наиболее эффективное торможение. Также при движении накатом в разы повышается безопасность движения.


Приложение Виалон позволяет контролировать интенсивность замедления, выставляя за это оценки. 

 

Уменьшение износа автомобиля

Думаем, очевидно, что частые последовательности: «газ-тормоз-газ» значительно увеличивают износ систем сцепления при резком разгоне и тормозной системы при резком торможении.

Учитывая вышеописанную гибкость настроек Eco Driving (возможность указать сумму штрафа для любого превышения порога любого критерия и выбрать метод усреднения оценки), в зависимости от организации рабочих процессов и потребностей конечного клиента, можно индивидуально настроить систему оценки качества вождения практически под любую задачу. Соответственно, этот инструмент можно использовать в различных сферах: от служб такси до перевозок опасных грузов.

 

Итоги конкурса

Оценки, набранные водителями за 14 дней участия в конкурсе с 03.08.2018 по 17.08.2018:

Без имени.png

Оценки, набранные водителями за 14 дней участия в конкурсе с 18.08.2018 по 07.09.2018

таблица2.jpg

Итоговый рейтинг:

Место

Автомобиль

Оценка

Примечание

1

Автомобиль 4 (Водитель №2)

5,0

 

2

Автомобиль 3

4,3

 

3

Автомобиль 1

3,8

 

4

Автомобиль 8

3,6

 

5

Автомобиль 2

2,8

Пробег 1281,6 км

6

Автомобиль 7

2.8

Пробег 600,8 км

7

Автомобиль 4 (Водитель №1)

2.4

 

8

Автомобиль 6

2.1

 

9

Автомобиль 5

1,9

 

При равной оценке выше в рейтинге становится тот автомобиль, у которого пробег больше.

Оценки:

6,0 – 5,0 Отлично

4,9 – 3,0 Хорошо

2,9 – 1,9 Удовлетворительно

 

Наблюдения и рекомендации

Водители-профессионалы отличаются от простых людей, управляющих автомобилями тем, что к профессиональным водителям предъявляются повышенные требования, их навыки критичнее и важнее для общества. Поэтому так важно соблюдение профессионалами правил дорожного движения, их самоограничение за рулём.

Автомобили, занявшие 8 и 9 места – самые энерговооруженные, что провоцирует на быстрый разгон, превышение скорости и резкие торможения. Основные нарушения этих автомобилей – превышение скорости. Необходимо понять – что является причиной систематических превышений: прямое нежелание водителя соблюдать скоростной режим или нереально малое запланированное время на выполнение задания. Нужно скорректировать задание водителю, чтобы не было потребности торопиться с превышением скорости.

Значительное превышение скорости на загородной трассе, даже в условиях хорошей видимости, сухого покрытия дороги, исправного состояния автомобиля, значительно повышает риск наступления непоправимых последствий.

Автомобиль 4 участвовал в конкурсе два раза, с разными водителями. Оба раза итог различается. В первом – водитель занял 7-е место, во втором – занял первое место. Всё решает манера вождения и стремление соблюдать ПДД и победить в конкурсе.

 

В качестве рекомендации можем посоветовать:

1.      Проводить данный конкурс каждый погодный сезон (весна, лето, осень, зима), так как изменившиеся по сравнению с предыдущим сезоном погодные условия заново диктуют необходимость контролировать манеру езды.

2.      Определить факторы, способствующие нарушению ПДД и ухудшению общих показателей полезного использования корпоративного автопарка (расходы на содержание и эксплуатацию, средний срок службы автомобилей, пробег, дней в ремонте и т.п.).

3.      Провести работу по минимизации влияния вышеуказанных факторов. Например, провести разъяснительные беседы, пересмотреть планы и рабочий график водителей.

4.      Провести награждение победивших в конкурсе, мотивационную работу с остальными водителями – дать шанс повысить свои показатели в следующий раз.

5.      В качестве идеи для следующего конкурса – сделать соревнования в номинациях: «подобное с подобным» (например, участвуют все однотипные автомобили - Рено Логаны), «с самим собой» (задача улучшить показатели по предыдущему конкурсу) и т.п.